Экологичность транспорта

Транспорт, который мы используем

Значение транспорта для человечества трудно переоценить. Произошедшая в XX веке научно-техническая революция, рост населения, урбанизация и непрерывное стремление к комфорту сделали транспорт неотъемлемым атрибутом жизни каждого из нас. И прав был один небезызвестный всем нам персонаж: «Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения».

Однако с развитием транспорта появились и определенные издержки не только для человека, но и для окружающей среды. Около одной трети общего объема выбросов парниковых газов приходится именно на наши средства передвижения. И совсем неудивительно, что с развитием технологий человек стал задумываться о более экологичных транспортных средствах.

Попробуем сегодня разобраться по каким же критериям можно определить «экологичность» и как именно мы можем сократить свой экологический след в данной области.

Критерии «экологичности»

Основным «мерилом экологичности», как бы очевидно это ни звучало, является источник энергии, благодаря которому транспортное средство приводится в движение. Возьмем для примера электромобиль. С одной стороны, наносимый им вред окружающей среде минимален, однако для них необходима электрическая энергия, которая в нашей стране в основном вырабатывается ГЭС и ТЭС, а также АЭС. Поскольку большинство электростанций работают на угле, газе и нефтепродуктах, то экологичность электромобилей уже не выглядит такой очевидной. А доля электростанций, использующими энергию солнца и ветра, к сожалению, пока несравнимо мала.

Экологичный транспорт гибридного типа значительно снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Общее потребление топлива снижается до 50% (для автомобилей, которые большей частью двигаются в городском цикле), но при дальних поездках по трассе преимущества гибридов сходят на нет.

С каждым годом все больше на улицах мегаполисов появляется представителей экологичного общественного транспорта. Никого не удивишь средствами передвижения на газомоторном топливе, а за границей в Австралии и Венгрии есть автобусы и мини-поезда на солнечных батареях. Однако существенным ограничением для их использования является количество солнечных дней в году. В климатических условиях нашей страны данный вид «топлива» трудно назвать стабильным и круглогодичным.

Еще один интересный тип экологичного средства передвижения питается так же, как смартфоны с беспроводной зарядкой. Источником энергии служит кабель, проложенный под дорогой. С помощью индукции электричество передается на двигатели. Такие автобусы курсируют по улицам Парижа (проект Jeweline), в парках Америки, Японии. Другую схему применения индукции нашли шведские инженеры. Рейсовые автобусы Scania Citiwide построены как электромобили. Они оснащены аккумуляторами и движутся свободно. Станции подзарядки на индукционном принципе располагаются прямо в зонах остановок общественной сети. Это дало транспорту мобильность и одновременно возможность двигаться как угодно долго, без привязки к проложенной под дорогой линии энергопитания. Индукционные автобусы, не оснащенные аккумуляторами, предлагают еще одно преимущество. Им не нужен водитель. Маршрут четко выверен, проходит там, где проложен силовой кабель под дорогой. При этом скорость транспортного средства легко контролировать, возможно даже отслеживание положения конкретной машины в пути, организуя безопасный режим. Но в масштабах большого города, где присутствует множество участников дорожного движения, систему слежения сложно реализовать. Поэтому автобусы с кабельным питанием двигаются пока только в зонах туристических маршрутов в парках или четко локализованных областях городов.

А вы знаете, что
на каждые
1000
км
выбросы парниковых газов составляют
5 кг
250 кг
300 кг

Эффективное использование транспортного средства

Очевидно, что для природы будет лучше, если все станут подвозить друг друга при использовании личного авто. Наличие еще одного человека, исключая небольшую потерю эффективности из-за дополнительного веса, снижает вдвое интенсивность выбросов на одного пассажира. Интересно отметить, что в некоторых частях мира существуют специальные автомобильные полосы, созданные для поощрения совместного использования личного транспорта. Например, в США предложили свою версию полосы движения с большой вместимостью (HOV). Если вы едете по такой дороге один, скорее всего, вам придется заплатить штраф, в зависимости от того в каком вы штате. В Сингапуре власти пошли еще дальше - после 18:00 запрещено ездить в автомобиле одному. Вы должны подвозить коллег по работе или попутчиков, иначе вас ждет штраф не менее $500.

Как уменьшить свой транспортный след

Самый очевидный, простой и дешевый способ – это меньше использовать транспорт. Однозначно это намного легче сказать, чем осуществить. Наш ритм жизни не может вот так взять и перестроиться на режим «пешеход». Да и нужно ли это в современном мире? Есть ряд простых, но эффективных альтернатив, с которыми можно ознакомиться в статье: Что такое «транспортный след» и как поездки на велосипеде могут помочь природе | РБК Тренды | Яндекс Дзен (yandex.ru)

В качестве альтернативного способа сокращения транспортного следа можно рассмотреть «компенсацию экологического вреда» планете следующими способами:

  • Компенсационный взнос. Компании-перевозчики предлагают сделать компенсационный взнос за выбросы от поездки. Часто для этого достаточно поставить еще одну галочку при покупке билета и заплатить чуть больше. Эти деньги будут направлены на реализацию экологических проектов перевозчика или корпоративные программы по восстановлению экосистем. Программы компенсации выбросов есть и у авиакомпаний. Международная ассоциация воздушного транспорта ИАТА объединила усилия авиа перевозчиков по сокращению выбросов CO2 в единое движение CORSIA.
  • Помощь экологическим фондам. Даже если возможности взноса нет, можно компенсировать выбросы самостоятельно через различные фонды. Например, можно обратить внимание на неправительственные организации, занимающиеся защитой болот в рамках Рамсарской конвенции. Этот вид экосистем особо важен в борьбе с изменением климата, но часто им пренебрегают в пользу создания новых территорий для сельских хозяйств, дачных участков и городов.
  • Поиски информации в стиле «эко». Компания Экозия (Ecosia) развивает одноименную метапоисковую систему, 80% от доходов направляет на «социальные блага», а именно на компенсационные посадки зеленых насаждений. Настроив поиск через данный сервис, вы помогаете сажать деревья. Этот сервис можно в любой момент переключить на привычный поисковик.
  • Высадка деревьев. Вы можете компенсировать углеродный след своими руками, высадив деревья на загородном участке или приняв участие в городской или корпоративной акции по озеленению. Если такой возможности нет, то можно воспользоваться специальными сервисами, например, Триограф или Посади лес. Вы станете одним из спонсоров посадок, а волонтеры высадят деревья за вас.

Найдите свой наиболее экологичный способ передвижения или же выберите «компенсационные действия». Помните, что даже самые простые шаги способны привести к глобальным изменениям. А вот какими будут эти изменения, зависит именно от нас.